Приватизация земельного участка: процедура, документы

С 1 марта 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" (N 171-ФЗ "от 23.06.2014 г.), в соответствии с которым, частности, упрощена процедура выкупа земельных участков у муниципалитетов.

 

В данной статье приведен список документов, которые необходимо предоставить в районную администрацию, а также описаны вопросы и трудности, которые могут возникнуть в процессе приватизации земельного участка.

Подача заявления на приватизацию земельного участка в районную администрацию

В заявлении нужно отразить следующие данные:

фамилия, имя, отчество;

паспортные данные;

ИНН;

цель использования земельного участка;

предполагаемые размеры земельного участка;

испрашиваемое право на земельный участок (для каких целей будет использован земельный участок – жилищное строительство, дачное строительство, садоводство и т. д).

Документы, прилагаемые к заявлению

ранее выданные документы на землю (свидетельство, гос.акт, договор аренды и др. – см. статью);

документ, подтверждающий право собственности на строение (свидетельство о государственной регистрации права, договор купли-продажи, договор дарения, договор мены, свидетельство о наследстве;

кадастровый план ( кадастровая карта) земельного участка текущего года;

Примечание:

Кадастровый план (кадастровая карта) предоставляется в том случае, если земельный участок поставлен на кадастровый учёт. В остальных случаях заявление подаётся без приложения кадастровой карты земельного участка.

Технический паспорт на строение и постройки на земельном участке.

Выписка из ЕГРП (из регистрационной палаты) о зарегистрированных правах на земельный участок.

Копия документа, удостоверяющего личность.

Решение органа власти о предоставлении земельного участка в собственность В течение 14 дней с момента подачи заявления органом власти, в который было подано заявление, принимается решение о предоставлении земельного участка в собственность на основании утверждённого проекта границ земельного участка .

Примечание:

в случае отсутствия кадастровой карты, приняв заявление о предоставлении земельного участка, специалисты направляют в уполномоченный орган местного самоуправления обращение об изготовлении проекта границ земельного участка, который изготавливается и утверждается в месячный срок. После утверждения проекта границ земельного участка выносится решение о предоставлении земельного участка заявителю.

Решение о предоставлении земельного участка с приложением проекта границ земельного участка выдается заявителю.

На основании проекта границ земельного участка за счет гражданина проводится межевание земельного участка и обеспечивается изготовление кадастровой карты земельного участка.

После предоставления кадастровой карты земельного участка с заявителем будет заключен договор купли-продажи земельного участка или договор безвозмездной передачи земельного участка в собственность.

Платная и бесплатная приватизация. Процедура приватизации

Прежде всего, необходимо сказать о том, что приватизация земельного участка может осуществляться как бесплатно, так и за плату. Как правило, земельные участки, которые сейчас приватизируют граждане, были получены ими когда-то на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Со временем на этих участках гражданами возводились постройки, на которые оформлялось право собственности, но вот аналогичное право на земельные участки, оформлено не было. В большинстве случаев, именно граждане, имеющие на указанных выше правах земельные участки, и являющиеся собственниками возведенных на них сооружений, заинтересованы в приватизации земельных участков. Рассмотрим случаи, когда приватизация земельных участков может быть осуществлена бесплатно: -если граждане являются собственниками домов, приобретенных ими тем или иным способом (по наследству, в результате дарения, иной сделки т.д., либо построенными до введения в действие Земельного Кодекса РФ – до октября 2001 года) расположенных на земельных участках, право собственности на которые, оформлено не было, то приватизировать такие участки можно бесплатно. -бесплатно приватизируются земельные участки, предоставленные в аренду для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного Кодекса РФ (до октября 2001 года). -приватизировать на безвозмездной основе можно земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненно наследуемого владения, на которых расположены жилые дома, находящиеся в оформленной собственности. В случае приватизации земельного участка, выделенного гражданину на праве пожизненно наследуемого владения, приватизировать бесплатно такой участок может лишь лицо, которому этот участок был выдан. Помимо этого, бесплатно приватизируются дачные земельные участки (земельные участки садоводческих и гаражно-строительных кооперативов), процедура приобретения права собственности на такие земельные участки упрощена и регулируется Федеральным законом от 30.06.2006. №93-ФЗ, именуемым в народе дачной амнистией.

Платная приватизация земельных участков осуществляется во всех остальных случаях – как правило, это случаи предоставления земельных участков в пользование физическим лицам после 2001 года. Цена выкупа земельного участка определяется, как правило, исходя из минимальных размеров ставки земельного налога для данной категории земли. Выкупная цена рассчитывается на дату подачи заявления о приватизации гражданином. Принятие решения о приватизации земельных участков бесплатно или после их выкупа, находится в ведении местного органа власти, который принимает такое решение на основании федерального закона о приватизации земельных участков различного назначения.

Некоторые земельные участки нельзя приватизировать: -земельный участок, который относится к категории земель, изъятой из оборота (например, земли государственных заповедников) либо ограниченной в обороте (если федеральным законом не установлено, что она может передаваться в частную собственность) нельзя приватизировать ; -если установлен запрет на приватизацию данного земельного участка; -если земельный участок зарезервирован для государственных нужд.

Процедура оформления права собственности на земельный участок включает несколько стадий: Подача заявления о приватизации земельного участка. Заявление гражданина о приватизации земельного участка подается в органы государственной власти или органы местного самоуправления. В заявлении должны содержаться следующие обязательные пункты: -ФИО, паспортные данные, ИНН заявителя -предполагаемые размеры земельного участка -испрашиваемое право на земельный участок (для каких целей будет использован земельный участок – жилищное строительство, дачное строительство, садоводство и т.д.)

К заявлению должны прилагаться документы (подробный список документов указан ниже), подтверждающие права заявителя на земельный участок и кадастровый план участка. Самым дорогостоящим и сложным по процедуре получения, из списка прилагаемых к заявлению документов, является кадастровый план земельного участка. Если на момент приватизации земельного участка у гражданина нет кадастрового плана участка, требуется его изготовить.

При оформлении кадастрового плана земельного участка границы участка определяются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. При этом со всеми соседями согласовываются границы участка, о чем подписывается соответствующий акт. Подобные работы осуществляют землеустроительные фирмы при содействии органов местного самоуправления. На практике данная процедура может занимать значительное количество времени, к тому же может быть сопряжена с различного рода препятствиями – например, со сложностями в согласовании с соседями границ земельного участка. Принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка бесплатно (либо за плату) в собственность гражданина. Решение выносится после детального рассмотрения заявления и прилагаемых документов.

Решение должно быть вынесено в двухнедельный срок со дня подачи заявления, при условии предоставления вместе с заявлением кадастрового плана участка. Если заявление подается без кадастрового плана (в случае его отсутствия), то, работники органов местного самоуправления, занимающиеся вопросами управления муниципальным имуществом, должны сами направить в отдел кадастра при данном органе местного самоуправления запрос на изготовление проекта границ земельного участка. Срок изготовления и утверждение проекта – один месяц. Решение о приватизации земельного участка выдается заявителю с приложением проекта границ земельного участка не позднее двух недель, с момента предоставления в соответствующие органы изготовленного проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка изготавливается новый кадастровый план участка.

Подготовка документов для государственной регистрации прав (включая изготовление кадастрового плана, если в этом есть необходимость). Подготовка документов предполагает составление органами местного самоуправления акта о передаче земельного участка в собственность заявителю (при бесплатной приватизации), либо договора выкупа (при платной процедуре приватизации).

На основании данных документов регистрируется (в регистрирующих органах) право собственности лица на земельный участок и выдается свидетельство о праве собственности.

Документы, необходимые для приватизации Для приватизации земельного участка будущему собственнику необходимо приложить к своему заявлению о приватизации следующие документы:

-паспорт заявителя (иной документ удостоверяющий личность)

-имеющиеся документы на землю

-свидетельство о праве собственности на строение, иные право устанавливающие документы на строение (договор купли-продажи, договор дарения и т.д.) -кадастровый план земельного участка -выписку из ЕГРП о зарегистрированных правах на земельный участок.

При выкупе земельного участка при приватизации требуются так же следующие документы:

-справка о нормативной стоимости земли из районного земельного комитета

-справка о размере земельного налога и площади земельного участка из налоговой инспекции

-справка об оценочной стоимости участка от районного БТИ (справка действительна в течение 1 месяца)

-технический паспорт на строение и постройки на земельном участке.

Таким образом, процедура приватизации земельных участков требует значительных сил и определенных финансовых затрат. Самое главное в данном процессе – это правильное оформление всех документов. На первый взгляд, процедура приватизации земельных участков не представляет сложностей, но на самом деле она содержит множество подводных камней. Поэтому, в данном случае лучше всего обращаться за помощью в оформлении документов к специалистам – впоследствии, это поможет избежать множества проблем.

Приватизация земли в садоводстве, приватизация земли СНТ

На сегодняшний момент дачные хозяйства пользуются огромной популярностью. Садовые некоммерческие товарищества (СНТ) объединяют в себе большинство дачных участков. Приватизация СНТ подразумевает под собой акт оформления земельных участков в собственность, требующий от членов СНТ действий по сбору более чем внушительного пакета документов, которые отнимают много времени.

Несмотря на то, что срок бесплатной приватизации земельных участков, по сравнению с приватизацией квартир, на данный момент еще не ограничен, однако спрос на оформление участков в собственность неуклонно растет. Многие уже убедились в том, что бесплатная приватизация СНТ, оказывается, не такой уж и бесплатной. Любой вид услуг, связанный с подготовкой документов на приватизацию СНТ до сих пор осуществляется за деньги. Приватизация участка не может быть осуществлена без наличия технического паспорта, предоставляемого бюро технической инвентаризации, а также без соответствующей выписки из кадастра, выписки из протокола о членстве в СНТ, копия генерального плана садоводства, а также справки об отсутствии долгов.

За сбор этих документов в большинстве случаев приходиться платить. Экономия возможна, в случае объединения членов СНТ желающих оформить участок. В этом случае предоставление услуг геодезистов, а также любые юридические вопросы, связанные с приватизацией земельного участка будут стоить намного меньше.

В ходе приватизации земельного участка возникает целый ряд вопросов связанных с нарушением границ садоводства, самозахвата чужого земельного участка, незаконное увеличение земельного участка, участки оформленные в СНТ в собственность не соответствуют первичной документации, расхождение в списках представленных председателями СНТ, также другие вопросы, которые затрудняют процесс приватизации земельных участков.

Для приватизации земельного участка в СНТ необходимо получить справку у председателя садоводства о том, что данный участок принадлежит именно вам, подготовить копию членской книжки (заверить печатью у председателя), взять выкипировку из генплана, на котором изображен ваш участок с соседними участками (заверить печатью у председателя), взять выписку из протокола общего собрания. Сроки приватизации земельного участка зависят от каждого конкретного случая, от действий самих владельцев и лиц, которым поручено оформление документации в соответствующих учреждениях.

Памятка:

1. Обратиться лично в Многофункциональный Центр по адресу

г. Подольск, ул. Высотная, д. 6  www.podolskmfc.ru

С заявлением о выделении земельного участка в собственность

тел для справок: +7 (495) 645-35-13  режим работы сб 8:00–20:00; пн-пт 8:00–20:00 .

 

2. Обратиться лично в Комитет имущественных отношений Администрации Подольского  муниципального района:

г. Подольск, ул. Кирова, 4  подольск-администрация.рф

 Адрес: 142117, Московская область, г. Подольск, ул. Высотная, д.6,стр.3.

Обращаться: по вопросам приватизации тел. 8 (4967) 55-57-57.

 

3. Администрация сельского поселения Стрелковское

Подольский район, пос. Быково, ул. Центральная, д. 5  Городской округ Подольск микрорайон Стрелковский 

тел для справки:  +7 (4967) 67-65-50  8 (4967) 67-63-66 


Приватизация земли общего пользования

Выкуп земельных участков общего пользования находившихся в аренде у граждан не должен встречать принципиальных возражений, исходя из судебной практики, такие споры в большинстве случаях разрешаются посредством логических действий, основанных на законе.

Судом удовлетворяются иски о понуждении в заключении договора купли-продажи земельного участка, на котором находится объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, при этом земельный участок находится в аренде.

Однако можно встретить сопротивление собственника земельного участка, ссылающегося на ст.85 ЗК РФ, а именно п.12 Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Статья 36 ЗК РФ «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения» играет существенную роль, так как строение, возведенное по всем правилам на земельном участке общего пользования, меняет назначение земельного участка, вследствие чего отменяет режим общего пользования и может быть приватизирован собственником строения.

Земельные участки общего пользования приобретают свой статус через установленное взаимодействие с землей прописанных законом элементов коммунальной инфраструктуры (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, пляжи) или природных объектов (закрытые водоемы). Проще говоря, если на земле имеют место быть указанные в законе объекты или элементы инфраструктуры, к которым обеспечивается беспрепятственный доступ граждан, то земельные участки приобретают правовой режим общего пользования. Такая общедоступность земельного участка чаще всего является необходимым пространством для размещения на нем общедоступного объекта. Опираясь на это положение можно сделать вывод, что земельное законодательство делает некоторое упущение, поскольку не устанавливает прямой функциональной и правовой связи между объектами общего пользования и обслуживающими их земельными участками общего пользования.